Тусау кесу

Тусау кесу

Почему обряд “тусау кесу” важен для ребенка?
Когда ребенок только-только начинает делать первые шаги или просто удерживает равновесие в вертикальном положении, принято проводить ритуал “тусау кесер” – разрезание пут на ногах, символизирующее начало нового этапа в жизни ребенка – умение ходить, познавать мир.
Обычно это происходит в возрасте около года, но некоторые дети начинают ходить раньше, поэтому “тусау кесу” проводят в возрасте от десяти месяцев до года с небольшим. Возможно, в этом обычае есть какой-то необъяснимый смысл, т.к. действительно ребенок, только начавший делать первые шаги, начинает ходить уверенно и даже бегать. У казахов этот обычай соблюдается обязательно и по сегодняшний день, хотя претерпел некоторые изменения и трактуется по-разному в разных регионах. Наши предки были уверены, если не провести этот ритуал, то ребенок будет часто спотыкаться, будет неуверенным, неуклюжим.
Действительно, ведь ребенок, начиная ходить, начинает “новую жизнь”, меняется поведение, он
требует особенного внимания и терпения родителей, становится более любопытным, начинает проводить “ревизии” всех шкафчиков и комодов… Это значимое событие для родителей обязательно отмечают как веселый праздник, собирают родных и друзей, варится бешбармак, накрывается праздничный стол, придумываются многозначительные “тесты” для ребенка.
Для проведения “тусау кесу” готовят пестрый жгутик – “ала жiп”, переплетенный из нескольких шерстяных ниток разных ярких цветов, имеющий размер приблизительно 50-60 см. Этот жгутик называт “тусау” – путы. Цвет ниток состоит из трех цветов: белый – символ чистоты, зеленый – здоровье и долголетие и красный – символ достатка. В старину путы делали из зеленой травы или из очищенной тонкой кишки домашнего скота. Сами путы “ала жiп” имеют важное значение у казахов – есть притча ” ала жiптi аттама” – “не переступай черту”, остерегающий человека от неправильных поступков. В старину “ала жiп” делали из нитей белого и черного цветов, символизирующих философию и реальности мира – добро и зло, свет и тьму, тепло и холод. Перевязывание такими путами символично означало запрет на неверный шаг в жизни – не кради, не обмани, не переступай за черту дозволенного.
Ритуал торжественно начинают обычно бабушки-тетушки – малыша отвлекают, придерживая его в положении стоя и слегка перевязывают ноги в форме “восьмерки” так, чтобы малыш мог сделать несколько шагов. Иногда перевязывают просто концы жгута к каждой ноге и если еще ходит неуверенно, путы ненадолго оставляют на лодыжке малыша в виде смешных “браслетиков”.
Старейшины рода дают “бата” – благословение на начало хорошей, достойной жизни у ребенка с первых шагов и начинается самое интересное.
Среди приглашенных гостей выбирается самый почетный – молодой, здоровый, красивый, энергичный и уважаемый человек, или молодая и быстрая мама семейства, которым доверяется перерезать путы острым ножом. Важно, чтобы поступь у этого человека была легкая, быстрая, поэтому обычно путы перерезают не старики, а молодые люди. 

Малыш делает первые шаги и бабушки – эже или тетушки – апа осыпают его и гостей праздничным “шашу” из сладостей и монет.
Считается, что темперамент перерезавшего путы человека передается малышу, поэтому родители выбирают быстрого на подъем, живого и жизнерадостного человека. При проведении ритуала около ножек ребенка ложат какие-нибудь предметы – книгу, монету и др. Это своеобразный “тест” для малыша – что он возьмет в руки, с тем предметом будет связана его профессия. Этот процесс бывает особенно веселым, особенно веселые комментарии присутствующих и недоумение малыша, наблюдающего неожиданный смех взрослых.
Веселое празднование новой вехи в жизни ребенка завершается вручением подарка перерезавшему путы гостю.
Интересно, есть ли  похожие  ритуалы у других народов?

About kazakh

Speak Your Mind

Tell us what you're thinking...
and oh, if you want a pic to show with your comment, go get a gravatar!

You must be logged in to post a comment.