Шiлдехана – бесiктой

продолжение рода…

Смыслом жизни наших дедов – степных казахов было вырастить достойного сына и с честью проводить дочь в дом своего жениха. Кульминационным моментом в жизни и заветной мечтой каждого казаха является свадьба сына, каждый идет к нему через всю свою жизнь, готовясь достойно провести это знаменательное событие в семье. Поэтому стремления наших современников перещеголять в проведении женитьбы сына имеет под собой этнические мотивы и к этому следует относиться терпимо, с пониманием.
Итак, свадьба сына проходит для родителей как во сне – даже есть казахская пословица “тойдын болганынан болары коп” – все родственники увлечены подготовкой в течение длительного времени – сватовство, знакомство будущих сватов, подарки, трепетное ожидание нового и т.д. , наконец, долгожданное торжество проходит как один миг в жизни счастливых родителей(!) жениха.
Но не менее ярким событием становится рождение внуков – продолжение рода и передача эстафеты следующему поколению. если рождается мальчик, новоиспеченный дед гордо вписывает имя своего внука в генеалогическое древо рода. В будущем, он обязательно разъяснит внуку что это такое и будет учить  запоминать имена своих предков до седьмого колена.
Есть много ритаулов, сопровождающих младенца с самого его рождения – первый бешбармак варят обязательно из баранины. Каждый кусок мяса, подаваемого на бешбармак, имеет свое значение, например, “омыртка”(позвоночник) и “жанбас”(тазобедренная кость) подают самому почетному гостю, “тос”(грудинка) подается зятю, “куйымшак”(хвостовая часть позвонка) подается дочери. А старейшине рода подается голова барана.
Когда молодые бабушки варят первый бешбармак в честь рождения внука, обязательно сваривается несколько звеньев шейной части позвонка целиком и после трапезы, очистив с кости остатки мяса, заворачивают кость в чистую тряпочку и бережно хранят его в недоступном для чужого глаза месте до тех пор, пока ребенок не начнет уверенно держать головку.
У казахов, как у многих народов, принято констатировать факт рождения ребенка только тогда, когда он достигает 1,5 месячного возраста – 40 дней с момента рождения. Обязательно проводится ритуал “кыркынан шыгару” (ребенок прошел отметку в сорок дней). Этот ритуал особенный – приглашаются только женщины – родственницы, подруги, соседки (у казахов особое отношение к соседям, как к родственникам). Сам ритуал омывания ребенка сорока ложками воды, в которую ложатся серебряные монеты и украшения, проводят две женщины, имеющие хорошее здоровье и родившие здоровых детей, уважаемые в кругу родных и близких. Каждый из присутствующих наливает ложку воды с добрыми пожеланиями младенцу. Малышу впервые в жизни стригут ногти и волосы. Только после этого ритуала разрешается показывать малыша всем и проводится праздник в честь рождения ребенка – “шiлдехана” (или “бесiктой” – в старину, когда ложили ребенка в бесiк – люльку для младенца).
На протяжении ближаших нескольких лет малыша ожидают особые ритуалы, сопровождаемые праздничными застольями (“той” – праздник), о которых читайте в следующих статьях…

About kazakh

Speak Your Mind

Tell us what you're thinking...
and oh, if you want a pic to show with your comment, go get a gravatar!

You must be logged in to post a comment.