Абай Кунанбаев

Абай Кунанбаев (1845-1904) Абай – великий казахский поэт, философ, композитор, основатель казахской литературы, один из первых казахских просветителей, стоявших у истоков казахской письменности. Абай Кунанбаев – классик казахской литературы. Настоящее имя абая – Ибрагим.

Он родился в Каркаралинском районе, в окрестностях горы Шынгыс, относится к роду Аргын (Тобыкты), Абай – потомок знатного рода, его деды были биями – отец Кунанбай был известным и почитаемым человеком в округе. После вхождения Казахстана в состав Российской империи, Кунанбай Оскенбай-улы был назначен старшим волостным в Каркаралинском районе. Мать Абая, Улжан, потомок рода Аргын (Каракесек), была известна своей находчивостью, косноязычием и чувством юмора. Один из четверых сыновей, Абай всегда выделялся особой любознательностью и его отец, возлагая на Абая большие надежды, после учебы в медресе забирает сына к себе и старается передать ему свой богатый управленческий опыт. Общаясь с наиболее передовыми людьми из окружения отца, Абай находит свой путь – развитие духовного и культурного наследия своего народа, учится ораторскому искусству у известных биев. Позднее, Абай Кунанбаев заслуживает доверие у казахского народа как человек слова и дела, как мудрый правитель. В середине 70-х годов XIX столетия он назначается волостным округа Коныр Кокше. Узнав глубже нужды своего народа, Абай прикладывает все свои усилия для его развития. Считая наиболее значимым духовное развитие казахов, Абай начинает свою литературную деятельность, при этом активно обращаясь к русской классической литературе. Творчество Абая Кунанбаева можно разделить на три направления: поэзия, философская проза (“гаклия создер” или “кара соз” – слова назидания), переводы (преимущественно с русского языка). Поэзия Кунанбаева почти вся лирическая, особенная, характеризующая духовное богатство поэта как представителя казахского этноса. Изучение литературных шедевров исламской культуры вносит свой вклад в творческий потенциал поэта. Становление мировоззрение Абая проходит также под влиянием русских революционеров-демократов. Абай приходит к философскому выводу о том, что мировоззрение человека должно опираться на чувства и логику, ум и ощущения. В своих произведениях Абай высмеивал человеческие пороки – лень, зависть, чинопочитание, хвастовство и пытается разобраться в чем же причина этих явлений – биогенетическая или соцально-политическая? Историческая правда, научная истина в оценках Абая Кунанбаева преобладает над попытками иных оправдать людские пороки тяжелыми временами и “дикостью” кочевников. Прослеживая все творчество Абая, можно увидеть фундаментальные выводы о том, что отражение любого народа в истории человечества не только в его принадлежности к единой экосистеме, но и в стремлении к этническому единству.

About kazakh

Speak Your Mind

Tell us what you're thinking...
and oh, if you want a pic to show with your comment, go get a gravatar!

You must be logged in to post a comment.